Высшее строительное образование в России имеет более чем полуторавековую историю.
Первый специализированный гражданский строительный российский вуз был основан в Санкт-Петербурге в 1832 году (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Однако основные этапы становления и развития высшей строительной школы приходятся на XX век и неразрывно связаны с историей МИСИ-МГСУ.
В значительной степени становлению высшего строительного образования способствовал опыт, накопленный на Первых Московских строительных курсах, основанных инженером Михаилом Капитоновичем Приоровым в 1897 году. Окончив Николаевскую инженерную академию, М.К. Приоров почти всю свою жизнь посвятил педагогической работе, на курсах он преподавал строительное искусство.
Курсы Приорова имели три отделения: техников-строителей, техников путей сообщения, землемерное. На курсах обучались представители разных сословий: дети обедневших дворян, духовенства, мещан. Один лишь перечень дисциплин свидетельствует о довольно универсальной подготовке техников-строителей: алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, механика, низшая геодезия, строительные материалы, строительное искусство, гражданская архитектура, история архитектуры и стили, черчение, вентиляция и отопление, водопроводы и канализация, санитарное зодчество и службы, железобетонные конструкции, мосты, портовые сооружения, водные сообщения, технические изыскания, проектирование зданий, рисование, каллиграфия, сметы и отчетность, законоведение. И все это за два года обучения. Между первым и вторым годом обучения слушатели в летнее время проходили практику на постройках зданий и дорожных сооружений.
В 1916 г. Первые строительные курсы инженера М.К. Приорова были переименованы в Московские политехнические курсы, в 1918 г., они были закрыты. За двадцать лет своего существования курсы подготовили около пяти тысяч специалистов-строителей.
В начале XX века система среднего образования, находившаяся в ведении правительства, стала расширяться, особое внимание уделялось женскому среднему образованию. Помимо традиционно женских специальностей (учитель, воспитатель, сестра милосердия), появились учебные заведения технического профиля, в том числе строительные. Частная инициатива играла решающую роль в развитии системы профессионального образования. Так, используя опыт Первых строительных курсов Приорова, в 1902 г. архитектор И.А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 г. архитектор и археолог Николай Владимирович Марковников (1869-1942 гг.) основал первые женские технические и строительные курсы. Н.В. Марковников в 1914-1919 гг. был главным архитектором Кремля, руководил реставрацией стен и башен. По его проектам построены многие сооружения Малой Окружной железнодорожной дороги, а уже в советское время - поселок Сокол, где была предпринята попытка разработать для индивидуальных застройщиков типовые решения домов с применением сборных деталей из дешевых строительных материалов - дерева, кирпича, шлакобетона.
В 1909 г. курсы Фомина и Марковникова объединились и в 1916 г. они были преобразованы в женский Политехнический институт с архитектурно-строительным отделением, основателем которого был также Н.В. Марковников. Выпускницы института, получали звания инженера-архитектора и инженера строителя.
В 1907 г. в Москве появилось Среднее строительное училище, основанное группой из 14 человек, которая представляла Товарищество инженеров и педагогов, ставивших своей целью "содействовать промышленному образованию в России, главным образом, по строительной специальности". Членами товарищества были инженеры, архитекторы, педагоги: В.Н. Образцов, Е.Р. Бриллинг, И.В. Рыльский, Н.А. Алексеев, Н.В. Марковников и др. Некоторые из них в дальнейшем трудились в МИСИ. Организатором Товарищества и бессменным директором среднего строительно-технического училища до 1918 г. был Владимир Николаевич Образцов (1874-1949 гг.). В 1897 году он окончил Петербургский институт путей сообщения. С 1901 г. в Москве, работал в качестве инженера на железнодорожном транспорте, с 1907 г. увлеченно занимается педагогической работой.
Владимир Николаевич Образцов
При организации Среднего строительного училища Товарищество учредителей под руководством В.Н. Образцова подчеркивало, что его назначение - восполнить пробел в техническом образовании в России путем подготовки специалистов среднего звена, способных работать в качестве архитекторов-строителей при сооружении всякого рода гражданских объектов. Благодаря высокой квалификации всего преподавательского состава, хорошо поставленному учебному процессу училище очень скоро стало пользоваться заслуженным авторитетом в профессиональных кругах. Учащихся и выпускников его называли "образцовцы" и охотно принимали на работу во все строительные организации Москвы и других городов России. Душой и наставником коллектива преподавателей и учащихся был В.Н. Образцов, который сыграл важную роль и в процессе становления нашего вуза. В 1919-1922 гг. он был профессором Московского института гражданских инженеров. В нашем вузе он основал и возглавил факультет Промышленный транспорт, который просуществовал до 1952 г. В 1923-49 гг. В.Н. Образцов, профессор Московского института железнодорожного транспорта (в последствии МИИТ). Он автор более 300 научных работ по комплексному изучению проблем развития станционного хозяйства, проектированию станций и транспортных узлов, взаимодействию и развитию сети различных видов транспорта. В.Н. Образцов - академик АН СССР с 1939 г, дважды (1942, 1943 гг.) лауреат Государственных премий СССР. Он принимал самое активное участие во всех этапах реорганизации нашего института, будучи деканом факультета промышленного транспорта, не прерывал связи с МИСИ до конца своей жизни.
В 1907-1916 гг. в среднетехническом училище под руководством В.Н. Образцова было четыре отделения: архитектурно-строительное, гидротехническое и дорожно-строительное. Срок обучения четыре года, окончившие получали звание техника соответствующей специальности. На всех отделения изучали математику, механику (теоретическую и строительную), химию, физику, геодезию, строительное искусство, рисование, черчение, каллиграфию, промышленную экономику. В лабораториях проходили занятия по съемке и нивелировке, строительным и гидротехническим работам.
В 1914 гг. в училище обучалось 442 человек (для сравнения в 1908 г. 18 человек) работало 33 преподавателя, все они искали новые, интересные формы и методы обучения, старались развить у юношей интерес к будущей строительной профессии. Они не ограничивались узкими рамками специальности, а стремились привить молодежи любовь к искусству, заботясь о гармоничном развитии личности.
В августе 1915 г., в самый разгар первой мировой войны, при училище были основаны военно-дорожные курсы для рабочих "с целью подготовки их к работам по военно-дорожному делу в районах боевых действий". Курсы были бесплатными, на них принимались рабочие строительных специальностей. С августа 1915 г. по 1 января 1917 г. на курсах было четыре выпуска и их окончило около 200 человек.
В 1917 г. училище преобразуется в Среднее политехническое, с правами государственных учебных заведений, тогда же его возглавил Захар Нестерович Шишкин (1878 – 1948 гг.), который через несколько лет стал первым директором МИСИ, профессором, заведующим кафедрой канализации нашего вуза.
В 1918 году в Московском высшем техническом училище (МВТУ) создается инженерно-строительный факультет. В его составе было три отделения: инженерных и гидротехнических сооружений с конструкторской и гидротехнической специальностями, коммунального строительства с санитарно-технической (водопровод, канализация, отопление, вентиляция дорожное дело) специальностью, архитектурно-строительное (специальности: фабрично-заводское и сельское строительство, планировка городов). Деканом инженерно-строительного факультета МВТУ был профессор Павел Александрович Велихов - отец известного отечественного ученого, физика-теоретика, академика (1974 г.) Евгения Павловича Велихова.
В 1919 г. Среднее политехническое училище преобразуется в Первый Московский строительный техникум, который в 1920 г. был приравнен во всех правах к ВТУЗам. В это время для руководства строительным делом в масштабах всей страны создается Комитет государственных сооружений (КОМГОСОР), который развернул в тех сложных условиях послевоенной разрухи строительные, проектно-изыскательные работы, рассчитанные на перспективу. Молодой советской республике потребовались кадры инженеров-строителей, архитекторов, техников, в связи с этим в большинстве вновь созданных политехнических и технологических вузах были образованы инженерно-строительные и архитектурные факультеты и отделения.
Преследуя цель дать стране новых специалистов путем сочетания теории и строительной практики, институт ввел свою схему учебной работы. Первый и второй курсы базировались на теоретической подготовке. На обоих курсах была введена весенняя учебная практика по геодезии, строительно-техническому делу и другим предметам. Летом же студенты проходили практику в качестве строительного рабочего (каменщика, бетонщика и т.д.) с защитой отчета по итогам практики. Второкурсники летом работали уже в качестве десятника, а на третьем курсе - в качестве старшего техника с решением конкретных практических и технических вопросов строительства непосредственно по заданию института и с учетом требований строительного объекта.
Первый выпуск Московского практического строительного института
В 1923 году Московский практический строительный институт был объединен с Московским институтом гражданских инженеров. 14 марта 1923 года состоялось совещание в Центральном Комитете Всероссийского Союза Строительных рабочих, на котором Практический строительный институт представляли ректор З.Н. Шишкин и проф. В.Н. Образцов. В этот день решалась судьба вуза, т. к. был поставлен вопрос о слиянии Московского Института Гражданских инженеров и Московского Практического Строительного института. В резолюции принятой большинством голосов (14 против 2) говорилось: "Принимая во внимание необходимость существования в Москве одного мощного, хорошо снабженного всем техническим и лабораторным оборудованием и преподавательским персоналом, специального высшего строительного учебного заведения, предназначенного для выпуска инженеров, подготовленных к обслуживанию нужд строительства, признать целесообразным объединение Практического Строительного института с Московским Институтом Гражданских инженеров". Но уже в августе 1924 институт вошел в состав инженерно-строительного факультета МВТУ, который в 1930 году был реорганизован в Высшее инженерно-строительное училище (ВИСУ).
В конце 20-х, начале 30-х годов в связи с развитием капитального строительства и возрастающей потребностью в кадрах, происходит очередная реорганизация в системе профессионального образования, включая и строительное. В 1930 г. ВСНХ СССР преобразовал Московский политехникум в Учебно-строительный комбинат Союзстроя ВСНХ. В его состав вошли также курсы переквалификации техников в инженеров, школа десятников, ВИСУ, сектор заочного отделения. В 1932 г. сектор заочного отделения был реорганизован в Центральный заочный строительный институт, который со временем был признан ведущим в системе заочного строительного образования. Комбинат стал одним из крупнейших учебных заведений страны. К концу 1932 г. в нем обучалось 5 тыс. учащихся, а коллектив преподавателей насчитывал 700 человек. Здесь были следующие факультеты: промышленно-гражданского строительства, водоснабжения и канализации, теплоснабжения и вентиляции, промышленного транспорта, ирригационный. Срок обучения в вузе от 3,5 до 4 лет. Объединенная промышленно-гражданская специальность являлась самой крупной по численности студентов - 1500 человек. В целом же комбинат был гигантской кузницей кадров, объединяющей большой научно-педагогический коллектив и готовивший специалистов от десятников до техников и инженеров. Здание в Малом Харитоньевском переулке было недостаточно для размещения, и в 1932 г. по решению правительства было построено новое, огромное по меркам тех лет учебное здание по Большому Козловскому переулку, которое вуз занимал до 1941 года.
По значимости главным звеном в учебном комбинате был строительный институт. Студенты изучали несколько циклов учебных дисциплин, среди которых большое место отводилось общественным наукам (ленинизм, философия, политэкономия, основы педагогики и др.). На всех факультетах на этот цикл отводилось по 450 часов, на изучение иностранных языков - 230 часов. Цикл общенаучных дисциплин (высшая математика, физика, общая химия, теоретическая механика) - 790 часов. Цикл общеинженерных наук по количеству учебных часов был дифференцирован с учетом профиля факультета и колебался от 900 до 1200 часов по общеинженерным дисциплинам и от 1740 до 2280 часов - по специальным. Производственная практика занимала до половины учебного времени. В ходе нее преподаватели вместе со студентами участвовали в движении за экономию топлива, металла и т.п., проводили работу по пропаганде технических знаний среди рабочих предприятий и строек, участвовали в работе по ликвидации неграмотности.
При комбинате была создана аспирантура по подготовке высококвалифицированных специалистов, первый набор составил 20 человек, срок обучения 2 года и 3 месяца. Подготовка кадров в аспирантуре проводилась по девяти специальностям: организация и механизация строительных работ промышленного и жилищного строительства: гидротехнические сооружения и гидравлика; водоснабжение и канализация; теплоснабжение и вентиляция; промышленный транспорт; железобетонные и деревянные конструкции; основания и фундаменты; строительная механика; проектирование строительных сооружений.
Комбинат располагал хорошо оснащенным оборудованием, лабораториями и учебными кабинетами, имел библиотеку, студенческое общежитие, медицинский пункт, студенческий магазин.
Учебный комбинат как комплексное учебное заведение просуществовал три года, до апреля 1933 г., когда учебно-строительный комбинат был реорганизован в Московский инженерно-строительный институт. Этой реорганизации предшествовали следующие события. В 1932 году новые задачи по индустриализации страны обусловили переход к иной системе управления. В связи с этим ЦИК СССР упразднил ВСНХ и создал три общесоюзных Наркомата, в том числе Наркомат тяжелой промышленности. Для руководства высшими техническими учебными заведениями было создано Главное управление Наркомтяжпрома, которое 25 декабря 1932 г. принято решение, а в апреле 1933 г. преобразовано в учебно-строительный комбинат в Московский инженерно-строительный институт с рабфаком при нем (МИСИ). Это название наш вуз носил до 1993 года, то есть ровно 60 лет.
" Московский государственный строительный университет: история и современность"